в

Бойцовский клуб брэд питт — 32 Интересных факта о фильме «Бойцовский Клуб»

32 Интересных факта о фильме «Бойцовский Клуб»

Самые интересные факты про фильм «Бойцовский клуб», которые вы могли не знать:

1. Тайлер Дёрден (Tyler Durden) изначально должен был изложить рабочий рецепт для создания самодельного взрывного устройства, как он делает это в романе. Но, в интересах общественной безопасности, продюсеры решили заменить настоящие рецепты выдуманными.

2. Брэд Питт рассказывал, что не хотел, чтобы его родители посмотрели фильм, но он не смог их уговорить. Они передумали смотреть фильм дальше после сцены химического ожога.

3. Когда Рассказчик бьёт Тайлер Дёрдена в ухо, Эдвард Нортон на самом деле ударил Брэда Питта в ухо. Изначально он не собирался этого делать, но до съёмок сцены Дэвид Финчер (David Fincher) отвёл Нортона в сторону и сказал ударить Питта по-настоящему. После того, как Нортон ударил Питта, можно увидеть, как он улыбается и смеётся, пока Брэд корчится от боли.

4. Когда Тайлер и Рассказчик дерутся, вокруг них собирается толпа, но никто не вмешивается, и люди выглядят ошарашенными.

5. Цитата из фильма «Первое правило клуба: не упоминать о бойцовском клубе» заняла 27-ую строчку в списке «100 Величайших цитат в кино», составленного Premiere в 2007 году.

6. Сцена секса Тайлера и Марлы была снята при помощи технологии bullet-time, применявшейся в Матрице.

7. Тайлер появляется в фильме пять раз до того, как мы явно видим его на движущейся дорожке в аэропорте. Во время первых четырех появлений он моргает на экране один кадр – 1/24 секунды и только когда Рассказчик страдает от бессонницы.

8. Телефонный номер Марлы Сингер (Marla Singer), 555-0134, совпадает с номером Тедди в «Помни». Этот же телефонный номер использован для Ресторана Гонконг (Hong Kong Restaurant) в Шпионке Хэрриет, Эдди Алдена (Eddie Alden) во Флирте со зверем и психиатрической лечебницы в серии Тысячелетия.

9. Старбакс запретили использовать своё название в сцене разрушения кофейни. Они не были против того, чтоб режиссёр показывал их продукцию в различных частях фильма, но не хотели, чтобы их название было разрушено в сцене. По этой причине золотой шар врезается в кафе под названием «Кофе Гратифико» (Gratifico Coffee).

10. Писатель Чак Паланик (Chuck Palahniuk) назвал Тайлера Дёрдена в честь персонажа Тоби Тайлера из фильма Тоби Тайлер/Десять недель с цирком, и мужчины по фамилии Дёрден, с которым работал Паланик, и которого уволили за сексуальные домогательства. Марла Сингер была названа в честь девочки по имени Марла, которая избивала сестру Паланика в школе.

11. Некоторые из фальшивых имён, используемых Рассказчиком в группах взаимопомощи были взяты из Планеты Обезьян, например Корнелиус, а также классических ролей, сыгранных Робертом Де Ниро, например Руперт из Короля Комедии и Трэвис из Таксиста.

12. Многоквартирный дом Эдварда Нортона, Башни Пирсона (Pearson Towers), куда он возвращается в начале фильма и обнаруживает свои вещи, разбросанные по тротуару, в реальной жизни являются зданием Башни Променад (Promenade Towers), расположенным по адресу 123 South Figueroa в Лос-Анджелесе.

13. Автор Чак Паланик заявил, что он считает, что фильм был лучше самого романа.

14. Брэд Питт и Хелена Бонэм Картер (Helena Bonham Carter) провели три дня за записью оргазмических звуков для их невидимых сцен секса.

15. Когда член Бойцовского Клуба обрызгивает священника из шланга, камера несильно вздрагивает. Это произошло из-за того, что оператор не смог сдержать свой смех.

16. Для того чтобы грудь и жировые складки на талии Боба правильно свисали, его «жирный» костюм был наполнен кормом для птиц, который нависал над его штанами и создавал впечатление обвисшей плоти.

17. До начала съёмок, гримёр Джули Пирс (Julie Pearce) изучала бои Абсолютного бойцовского чемпионата, чтобы понять какого рода грим надо наносить, так как она раньше никогда не делала грим «реалистичной драки».

18. Обстановка квартиры Рассказчика, сыгранного Эдвардом Нортоном, была основана на квартире, в которой жил Дэвид Финчер (David Fincher), когда он только переехал в Лос-Анджелес. Финчер решил обставить квартиру таким же образом, потому что, как он утверждает, пока он жил в ней, ему всегда хотелось её взорвать.

19. Несмотря на то, что он отказался курить в «Шулерах», где его персонаж играл в покер на сигареты, но не курил, Эдвард Нортон согласился курить в этом фильме.

20. Для того чтобы подготовиться к своим ролям, Эдвард Нортон и Брэд Питт ходили на уроки бокса, тхэквондо и грэпплинга, а также просмотрели несколько часов боёв UFC…

21. …Помимо этого, они оба прошли уроки по изготовлению мыла, проводимые бутиком «Тётя Крёстная» (Auntie Godmother).

22. В фильме показано три детектива по имени Детектив Эндрю (Detective Andrew), Детектив Кевин (Detective Kevin) и Детектив Уокер (Detective Walker). Эндрю Кевин Уокер (Andrew Kevin Walker) был сценаристом фильма «Семь», в котором также снимался Брэд Питт. Уокер работал над сценарием Бойцовского Клуба, но в титрах это не указано.

23. Хелена Бонэм Картер носила обувь на платформе, чтобы сократить разницу в росте между ней и Эдвардом Нортоном и Брэдом.

24. Во время репетиций Брэд Питт и Эдвард Нортон обнаружили, что они оба ненавидели новый Фольксваген Жук (Volkswagen Beetle) и Питт и Нортон настояли, чтобы одной из машин, использованных для сцены, где Тайлер и Рассказчик бьют автомобили бейсбольными битами, был Жук.

25. …Когда Тайлер и Рассказчик бьют первый автомобиль бейсбольными битами, Тайлер бьёт первым, но сигнализация срабатывает только после того, как её ударил Рассказчик.

26. Съёмки продолжались 138 дней, было снято более 300 сцен в 200 локациях. Художником фильма, Алексом МакДауэллом (Alex McDowell), было построено 72 наборов декораций.

27. Тип шрифта, применённый для логотипа и названия фильма, называется «Борись с этим».

28. Режиссёр Дэвид Финчер снял более 1500 катушек плёнки, в три раза больше обычного объёма для 120 минутного фильма.

29. Эдвард Нортон похудел на примерно 9 килограмм, после того как ему пришлось сильно подкачаться для роли неонациста в Американской истории Икс. Нортон достиг этой формы бегом, принятием витаминов и игнорированием закусок на съёмочной площадке.

30. В непродолжительной сцене, где Брэд Питт и Эдвард Нортон пьяны и играют в гольф, они на самом деле пьяны, и мячи для гольфа попадают прямо в машину мобильной кухни.

31. Паланик сказал продюсерам с самого начало, что хотя он полностью поддерживает идею экранизации, сценарий писать он не заинтересован.

32. Фраза «Ты — это поющее и танцующее дерьмо, центр этого мира…» вдохновлена книгой «Так говорил Заратустра» (Also Sprach Zarathustra) немецкого философа Фридриха Ницше (Friedrich Nietzsche).

Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо, друг! 🙂

Как снимали фильм “Бойцовский клуб”

“Бойцовский клуб” Дэвида Финчера не имел успеха в кинопрокате, но с годами приобрел культовый статус. Теперь невозможно представить себе, что руководство киностудии всячески противилось выходу фильма на экраны, а многие кинокритики подвергли картину разгрому.

Большое видится на расстоянии, а сама история создания “Бойцовского клуба” таит множество любопытных деталей и невероятных тайн, которыми мы рады с вами поделиться.

Автор Чак Паланик впервые придумал идею для “Бойцовского клуба” после того, как его избили в походе, когда он пожаловался некоторым соседним туристам на шум их радио. Вернувшись на работу, он с удивлением обнаружил, что никто не упоминает и не признает его травмы, вместо этого говоря такие банальные вещи, как “как прошел уик-энд?” Паланик пришел к выводу, что люди реагировали так потому, что если бы они спросили его, что произошло, то потребовалась бы определенная степень личного взаимодействия, а его коллеги по работе просто не заботились о том, чтобы общаться с ним на личном уровне. Именно его увлечение этой социальной “блокировкой” и легло в основу романа.

Чак Паланик заявил, что считает фильм лучше своего романа.

После предупреждения об авторских правах на DVD есть еще одно предупреждение. Это предупреждение от Тайлера Дердена, и только на секунду. “Если вы читаете это, то это предупреждение для вас”. Каждое прочитанное вами слово – бесполезный мелкий шрифт – это еще одна секунда вашей жизни”. Разве у тебя нет других дел? Неужели твоя жизнь настолько пуста, что ты, честно говоря, не можешь придумать лучшего способа провести эти моменты? Или ты настолько впечатлен авторитетом, что принимаешь на веру всех, кто на это претендует? Ты читаешь все, что должн читать? Ты думаешь обо всем, что ты должен думать? Покупаеш то, что тебе говорят, что ты должен хотеть? Выходи из своей квартиры. Познакомься с представителем противоположного пола. Прекрати излишние покупки и мастурбацию. Уходи с работы. Начни драку. Докажи, что ты жив. Если ты не претендуешь на свою человечность, ты станешь статистикой. Тебя предупредили… Тайлер”

Брэд Питт не был слишком заинтересован в создании фильма, пока Дэвид Финчер не появился на его пороге во время съемок фильма “Знакомьтесь, Джо Блэк” (1998), настаивая на том, чтобы они пошли выпить пива. Именно за этим пивом Финчер предложил Бойцовский клуб (1999), и Питт согласился прочитать сценарий.

Во время съемок фильма Хелена Бонэм Картер настояла на том, чтобы ее визажистка (Джули Пирс) наносила весь свой макияж на глаза левой рукой, потому что Бонэм-Картер чувствовала, что Марла не была человеком, который был бы особенно искусен в правильном нанесении макияжа.

В короткой сцене, когда Брэд Питт и Эдвард Нортон пьяны и бьют мячи для гольфа, они действительно пьяны, и мячи для гольфа летят прямо в борт грузовика общественного питания.

Когда рассказчик бьет Тайлера Дердена в ухо, Эдвард Нортон на самом деле бьет Брэда Питта в ухо. Сначала он собирался притвориться, что ударил его, но перед сценой Дэвид Финчер отвел Нортона в сторону и велел ему ударить его в ухо.

После того, как Нортон ударил его в сцене, вы можете видеть, как он улыбается и смеется, в то время как Питт испытывает боль.

На протяжении всего фильма Тайлер Дерден носит синие блокаторы, тип солнцезащитных очков, обычно используемых страдающими бессонницей, чтобы отфильтровать синий свет, который вреден для производства мелатонина, химического вещества, необходимого для сна.

Брэд Питт и Хелена Бонэм Картер провели три дня, записывая звуки оргазма для своих закадровых сексуальных сцен.

Тайлер Дерден изначально собирался изложить работоспособный рецепт самодельной взрывчатки (как он это делает в романе). Но в интересах общественной безопасности создатели фильма решили заменить реальные рецепты вымышленными.

Когда Тайлер и рассказчик садятся в автобус, длинноволосый парень молча проталкивается мимо Тайлера, а затем говорит: “извините”, когда он проталкивается мимо рассказчика.

Во время репетиций Брэд Питт и Эдвард Нортон обнаружили, что они оба страстно ненавидят Новый Volkswagen Beetle, и для сцены, где Тайлер и рассказчик бьют машины бейсбольными битами, Питт и Нортон настаивали, чтобы одна из машин была Beetle. Как объясняет Нортон в комментарии к DVD, он ненавидит автомобиль, потому что Жук был одним из главных символов молодежной культуры и Свободы 60-х годов. Однако молодежь 60-х стала корпоративными боссами 90-х и переупаковала символ своей собственной молодости, продавая его молодежи другого поколения, как будто это ничего не значило. И Нортон, и Питт чувствовали, что такого рода корпоративная распродажа была именно тем, против чего выступал фильм.

Режиссер Дэвид Финчер изначально хотел включить в логотип 20th Century Fox однокадровую вспышку Тайлера Дердена, но юридический отдел студии не разрешил ему этого сделать. Затем он попытался включить изображение в логотип Regency Enterprises, но Арнон Милчан (президент Regency) также не позволил ему.

Нортон бил Питта всерьез, снимались пьяные: факты о культовом “Бойцовском клубе” Фильмы, Брэд Питт, Актеры и актрисы, Дэвид Финчер, Хелена Бонем Картер, Бойцовский клуб, Длиннопост

После того, как режиссер Дэвид Финчер закончил монтаж фильма, руководители студии были озадачены этим произведением и не знали, как его продать. Финчер хотел провести уникальную маркетинговую кампанию, которая отражала бы тему анти-коммерциализма фильма, но уже обеспокоенные возможной негативной реакцией на фильм, руководители Fox отказались продвигать идею Финчера. Вместо этого была развернута кампания, которая была построена в основном на присутствии Брэда Питта в фильме, а также сосредоточена на боевых действиях (которые играют второстепенную роль в самом фильме). Кампания была сильно раскритикована за то, что создавалось впечатление, что фильм в основном был просто о мужчинах, избивающих друг друга, полностью игнорируя комические и сатирические элементы повествования, а также за маркетинг фильма для неправильной аудитории. Дэвид Финчер был особенно возмущен, когда увидел рекламу фильма во время показа боев без правил.

По словам Хелены Бонэм Картер, она основывала свое исполнение Марлы Сингер на Джуди Гарланд на более поздних этапах своей жизни. Чтобы помочь ей войти в образ мыслей, режиссер Дэвид Финчер часто называл ее Джуди на съемочной площадке.

Продюсер Росс Грейсон Белл изначально хотел, чтобы Рассел Кроу сыграл Тайлера Дердена, но он был отвергнут коллегой-продюсером Артом Линсоном, который считал, что Брэд Питт был лучшим выбором. Белл с тех пор сказал, что он рад вмешательству Линсона, поскольку он не может представить себе никого, кто был бы так хорош в этой роли, как Питт.

В сцене, где Тайлер произносит вдохновляющую речь перед членами Бойцовского клуба, он говорит: “Мы все выросли на телевидении, чтобы верить, что однажды мы все станем миллионерами, богами кино и рок-звездами.”

Как только он говорит “рок-звезда”, он смотрит конкретно на персонажа по имени Ангельское Лицо, которого сыграл Джаред Лето. Джаред Лето основал группу Thirty Seconds to Mars в 1998 году. Их последний альбом стал платиновым.

По словам автора Чака Паланика, большая часть специфического содержания романа (например, объединение отдельных кадров порнографии в семейные фильмы, посещение групп поддержки для неизлечимо больных, стирание видеокассет и т. д.) исходила из историй, рассказанных ему друзьями, и из того, что его друзья действительно делали. Во время написания романа Паланик также брал интервью у многочисленных молодых белых мужчин в белых воротничках, обнаружив, что “тоска по отцам была темой, о которой я много слышал. Возмущение стандартами образа жизни, навязанными рекламой, было еще одним.”

Нортон бил Питта всерьез, снимались пьяные: факты о культовом “Бойцовском клубе” Фильмы, Брэд Питт, Актеры и актрисы, Дэвид Финчер, Хелена Бонем Картер, Бойцовский клуб, Длиннопост

Кортни Лав и Вайнона Райдер изначально рассматривались на роль Марлы Сингер, но в конце концов все свелось к Хелене Бонэм Картер и Риз Уизерспун. Режиссер Дэвид Финчер хотел Бонэм-Картер, но студия хотела более крупного имени и решила задействовать Уизерспун. Однако в конце концов Уизерспун отказалась от роли как “слишком мрачной”, и Бонэм-Картер попала в проект.

Во время съемок сексуальной сцены актеры Брэд Питт и Хелена Бонэм Картер позировали в 10 различных позах из Камасутры.

Строка фильма “Первое правило Бойцовского клуба – никому не говорить о Бойцовском клубе” попала на 27-е место в списке ста величайших цитат кино по версии журнала Premiere.

25 фактов о «Бойцовском клубе» которые вы не знали (14 фото + 1 видео + 16 гиф)

1 . В начале фильма, после традиционного предупреждения об авторских правах, есть второе предупреждение, который мигает в течение секунды.

2 . Режиссер Дэвид Финчер заявил в интервью, что по крайней мере одна чашка Starbucks видна в каждой сцене в фильме .

3 . Тайлер Дерден мелькает на экране четыре раза, прежде чем мы на самом деле встретимся с ним в качестве персонажа.

4 . И, в ранней сцене рассказчика, есть реклама номеров Bridgeworth, в которой появляется на экране телевизора перед ним .

5 . Дыхание в сцене в пещере на самом деле дыхание Леонардо ди Каприо из Титаника , собраные в кадр .

6 . Брэд Питт не хотел, чтобы его родители смотрели фильм , но они настояли . Они изменили свое мнение , когда они увидели эту сцену :

7 . Перед съемкой Брэд Питт и Эдвард Нортон на самом деле брали уроки бокса и мыловарения

8 . И, в соответствии с IMDb, Брэд Питт на самом деле отправился к стоматологу , чтобы его передний зуб скололи для этой роли

9 . Хелена Бонэм Картер рост которой 5 футов 2 дюйма , носила огромные ботинки на платформе , чтобы быть ближе высотой до 5 футов 11 -дюймовым Брэд Питт и 6 -футовый Эдвардом Нортоном

10 . И она настояла, чтобы ее визажист делать все ее макияж левой рукой , потому что она думала, что это лучше отразит характер Марлы

11 . Во время этой сцены , когда член Бойцовского клуба поливает священника , камера слегка подрагивает , потому что оператор не мог удержаться от смеха .

12 . Прежде чем решиться на Брэда Питта , производители изначально хотели, чтобы Рассел Кроу сыграл Тайлера Дердена .

13 . И оба, Шон Пенн и Мэтт Дэймон, приглашались на роль рассказчика, которого в конечном итоге играет Эдвард Нортон .

14 . Риз Уизерспун и Сара Мишель Геллар – им обеим была предложена роль Хелены Бонэм Картер (Марла Сингер ).

От Уизерспун он отказался , потому что это она была «слишком темная», а контракт Геллар на роль Баффи не позволил ей принять эту роль
И Кортни Лав и Вайнона Райдер также были рассмотрены на роль .

15 . Шрифт, используемый для названия и кредитов называется » Fight This «

16 . Когда рассказчик сидит на работе и пишет хокку, имена по документу на его экране являются производственных помощников фильма и членов съемочной группы.

17 . Эта линия разговора на подушке, как первоначально предполагалось, была, “Я хочу иметь Ваш аборт”, но Лора Зискин, продюсер в Фокс 2000, сочла это слишком оскорбительным..

Режиссер согласился изменить линию , при условии, что новая линия не будет на переговорах . Когда Зискин увидел новую строку ( » Мне не трахали так с начальной школы » ) она нашла , что это будет еще обиднее , но ничего об этом не мог сделать из-за их соглашения.

18. В сцене, где рассказчик сначала бьет Тайлера Дерден , Эдвард Нортон должен был шуточно ударить Брэда Питта .

Но в последнюю минуту , режиссер Дэвид Финчер сказал Эдварду Нортону на самом деле ударить Брэд Питт . Реакция Питта боли реальна, и вы можете видеть, как они с Нортоном смеялись над этим

19 . Номер телефона Марлы Сингер такая же, как числа Тедди в фильме Memento .

Это также же, как номер телефона ресторана Гонконга в ГарриетSpy , номер телефона Эдди Олдена в фильме Someone Like You , а число для психиатрическую больницу в эпизоде шоу тысячелетия

20 . Во время съемок этой сцены , Эдвард Нортон был фактически полностью обнаженн ниже пояса .

На DVD комментариями , он говорит продюсеру Финчера это, а затем шутки , » Вы заметили, я никогда не должен был пойти в ванную в тот день? »

21 . Чтобы смотреться более убедительно, как настоящий жир, костюм Боба был наполнен птичьим кормом . Он весил более 100 фунтов.

22 . Когда Тайлер Выступает в Бойцовский клуб , он смотрит прямо на персонажа Джареда Лето , когда он упоминает Rockstars .

За год до выхода фильма на экраны , Джаред Лето сформировали группу сейчас платиновые 30 Seconds To Mars .

23 . Брэд Питт и Хелена Бонэм Картер провели три дня, записывая звуки оргазма для своих невидимых сексуальных сцен .

24 . Фильм содержит несколько тонких намеков о специальных «отношениях » между Тайлером Дерденом и рассказчиком.

Например, когда они оба вошли в автобус вместе , рассказчик платит только тариф для одного человека. Позже в фильме , когда они вместе в автомобиле, который Тайлер управляет, рассказчик также получает на стороне водителя .

25 . И, наконец, в последней сцене фильма , есть один флэш- кадр мужских гениталий , который Тайлер Дерден вставил в фильме его киномеханик.

Почему «Бойцовский клуб» не устарел

Теперь-то кажется, что 20 лет назад мы ничего не знали о потреблении. В 1999 г. в Россию еще не пришла IKEA, мебелью из которой герой «Бойцовского клуба» обставил свою уютную квартирку в новом кондоминиуме (сегодня, пожалуй, этот термин стоило бы локализовать как ЖК – в фильме показан типичный многоэтажный термитник, какие строят в последние годы по всей Москве). Мы еще не влезли в ипотеку и потребительские кредиты. Мы покупали подержанные машины.

Мы видели политкорректность только в американском кино. Как и группы психологической поддержки для больных и зависимых.

Мы не испытывали кризиса маскулинности – наши 90-е были для этого слишком жесткими, ввязаться в драку здесь было раз плюнуть.

Иначе говоря, «Бойцовский клуб» был ярким, безумно красивым психоделическим клипом из чужой жизни.

Сегодня – совсем не такой уж чужой.

В это же время

Фильм Дэвида Финчера по одноименной книге Чака Паланика появился не в пустоте. Конец столетия располагал к рефлексии о кризисе ценностей, смыслов и целей. В 1996 г. вышла «Автокатастрофа» Дэвида Кроненберга – шокировавшая публику экранизация романа Джеймса Балларда, персонажи которого искали выход из экзистенциального тупика, спеша заняться сексом на залитых кровью сиденьях еще дымящихся после аварии автомобилей. А год в год с «Бойцовским клубом» Мэри Хэррон экранизировала «Американского психопата» Брета Истона Эллиса – хлесткую сатиру, где насилие было оборотной стороной гламура: днем герой мерился визитками и кредитками с коллегами по Уолл-стрит, а ночью садистски убивал бомжей и проституток.

Наконец, тогда же выстрелила «Матрица», призывавшая взломать иллюзорный комфорт общества потребления и пробиться к истинной реальности, какой бы ужасной она ни была. Герой «Матрицы» находил свое призвание в рядах Сопротивления, боровшегося против поработивших человечество машин. Герой «Бойцовского клуба» – в подпольных боях, смакуя вкус крови на разбитых губах. Поколение «Матрицы» было выращено в пробирках, фильм Финчера показывал «поколение мужчин, воспитанных женщинами», – и они тоже хотели эмансипации.

А через два года парадоксальный хеппи-энд «Бойцовского клуба» обернулся кошмаром 11 сентября. С той разницей, что в фильме Финчера систему взрывали изнутри, а в реальности атаковали снаружи.

Клубная карта

Финчер, в 1980-х – начале 1990-х снимавший рекламу Nike и Coca-Cola, музыкальное видео для Мадонны, Стинга, Игги Попа, Aerosmith и еще десятка рок-звезд, дебютировал в кино «Чужим-3» (1992), в котором убил главную героиню, а вместе с ней (как казалось тогда) всю франшизу. И едва не угробил на взлете собственную карьеру, взбесив разом боссов студии Fox, фанатов и критиков, не ожидавших превращения космического хоррора в мрачнейшую религиозную притчу.

Но уже следующий фильм – «Семь» (1995) – вывел Финчера в ряд главных авторов Голливуда 1990-х. Триллер о маньяке, выбирающем жертв по списку смертных грехов, захватывал изощренным формализмом и гнетущей атмосферой, а потом сшибал с ног безысходным финалом. За Финчером закрепилась слава визионера и перфекциониста, снимавшего десятки дублей, чтобы получить идеальный результат. Размявшись на параноидальном триллере «Игра» (1997), он сделал этапный «Бойцовский клуб», который ретроспективно кажется эталоном не только авторского стиля, но и всей киномоды 1990-х с ее жанровыми играми, эстетским изображением, клиповым монтажом и тотальной иронией, разъедающей любые радикальные идеи.

Идеальный гадкий я

После шести месяцев бессонницы почти перестаешь понимать, что делаешь и где находишься, все становится нереальным, маячит где-то вдали. 30-летний герой Эдварда Нортона, ходячая бледная немочь, – ненадежный рассказчик, мы знаем это практически с его первого монолога за кадром. Он работает координатором по возвратам в крупной автомобильной компании, сидит в туалете с каталогом IKEA и посещает группы поддержки для безнадежно больных: расплющенные автомобили с запахом обгоревшей плоти давно не вызывают у него эмоций, но он способен разрыдаться на плече у человека с раком яичек, чужое страдание успокаивает, после этого наконец-то можно уснуть.

Такой же разрядки ищет Марла Сингер (Хелена Бонэм Картер), всклокоченная фам фаталь, которая ходит на все группы подряд. В руке у нее всегда сигарета, а на лице выражение «отвали!». Рассказчик считает ее симулянткой, конкуренткой, гастролершей, его тревожность снова растет.

Со сном опять швах, ненадолго отключиться можно разве что в самолете. Там-то герой и встречает Тайлера Дёрдена (Брэд Питт) – свою полную противоположность. Тайлер Дёрден решителен, красив и головокружительно свободен, он плюет на общество потребления, он мочится обществу в суп и варит мыло из жира, украденного в клиниках липосакции. Двадцать лет спустя глупо держать в секрете тот факт, что никакого Тайлера Дёрдена не было (как, вероятно, и Марлы Сингер). Но кто-то ведь первым сказал: «Врежь мне по морде, и посильнее!»

В фильме есть сцена, наглядно объясняющая, как он устроен. Герои находятся в проекционной комнате кинотеатра, и Тайлер рассказывает, как распознать, что скоро надо будет менять бобину: можно заметить точки в правом верхнем углу – «у нас их называют «сигаретный ожог».

Сегодня «Бойцовский клуб» смотришь как будто в обратной перемотке, отмечая «сигаретные ожоги» – моменты, где Финчер менял цветовую гамму, ловко вклеивал кадр-вспышку (как Тайлер-киномеханик – кусок порнографии в семейный фильм) или оставлял совсем уже жирный намек, что все здесь не то, чем кажется, и пора взглянуть на происходящее с другой стороны. Оператор Джефф Кроненвет говорит, что старался уменьшить глубину кадра и сосредоточить взгляд зрителя на первом плане. Теперь интересно всматриваться в детали на заднем. Но нас все так же засасывает в бессонницу, в неразличение яви и наваждения, ночи и дня.

Например, все эти годы я помнил, что рассказчика зовут Джек, хотя в фильме у него нет имени. Джек взялся из эпизода, где герой листает журналы в доме Тайлера Дёрдена и находит серию статей, написанных от лица внутренних органов: «Я – толстая кишка Джека». «Бойцовский клуб» постоянно провоцирует такие аберрации восприятия, не исчезающие даже после повторных просмотров.

Where is my mind?

То же самое происходит с идеями. Самый популярный и самый поверхностный слой – бунт против общества потребления. Рассказчик – раб вещей, его новый друг Тайлер Дёрден – их враг, «террорист в системе обслуживания», анархист, живущий в заброшенном доме и мечтающий взорвать офисы крупнейших банков, чтобы уничтожить, обнулить все кредитные истории. «Ты – это не твоя работа, не твоя квартира, не твоя машина!» – проповедует он после того, как жестокая драка впрыснула в кровь зрителя такую порцию адреналина, что попробуй не согласись. Но бойцовские клубы – лишь первый этап, дальше следует экстремистский проект «Разгром», и фильм, качнувшись влево, опасно кренится вправо, чтобы получить обвинения в пропаганде одновременно марксизма и фашизма, анархии и ницшеанского культа сверхчеловека.

На подмогу бегут психоаналитики и объясняют, что Тайлер Дёрден – просто проекция, воплощенное бессознательное, выплеск инстинктивных влечений. Финчер весело кивает и подкидывает поклонникам Фрейда сцену, в которой Тайлер заявляет, что хотел бы подраться с отцом.

И так всю дорогу: в какую сторону ни мотай, как ни раскладывай фильм на стоп-кадры, это все тот же дикий калейдоскоп образов, эмоций, идей, по-прежнему живых и безумных, разбивающих друг другу лица, обжигающих сигаретами и плюющихся кислотой сарказма. В результате зритель «Бойцовского клуба» ненадежен не меньше рассказчика. Отпечатанный на сетчатке образ то и дело вызывает сомнение. Я действительно видел это? Я правда в это поверил? Я – полная растерянность Джека?

Но именно шизофреничность фильма и делает его чем-то вроде универсальной прививки против любых лозунгов и идеологий: никогда не стоит сбрасывать со счетов, в каком горячечном бреду ты все это придумал – или в это поверил. Where is my mind? «Где мой рассудок?» – поют на финальных титрах Pixies, и это всегда актуальный вопрос.

Автор admin

Самые эффективные упражнения для нижнего пресса — Упражнения для нижнего пресса. Упражнения на нижний пресс: 14 упражнений, чтобы накачать нижний пресс

Таблица хлебной единицы — Как правильно считать ХЕ? Полная таблица хлебных единиц для больного сахарным диабетом